Частью 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена исключительная подсудность исков к перевозчику, возникающих из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков. Указанные иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика. Исходя из содержания вопроса, в спорных отношениях участвуют такие лица как экспедитор (или несколько экспедиторов) (лицо, обязанное за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза), перевозчик (лицо, которое обязано доставить вверенный ему груз в пункт назначения), собственник груза (лицо, груз которого должен быть перевезен (отправитель груза).
Следовательно, из количества перечисленных субъектов, участвующих в правоотношении, представляется, что между указанными субъектами отношения носят «многоуровневый характер». Клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедиторской компанией, экспедитор, в свою очередь, заключает последующий договор с перевозчиком. При этом лиц, организующих перевозку, может быть несколько. Перевозка в этом случае осуществляется на основании договора, заключенного между экспедитором и перевозчиком.
Таким образом, договор транспортной экспедиции заключается вместо договора перевозки, и экспедитор фактически принимает на себя функции перевозчика. Исходя из изложенного, для применения статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо устанавливать наличие либо отсутствие «многоуровневых» экспедиционных отношений, давать их правовую квалификацию и, в зависимости от этого, решать вопрос о применении правила об исключительной подсудности».